Федеральное государственное унитарное
предприятие Федеральной таможенной службы

+7 (495) 662-51-61
+7 (495) 662-51-55ф
+7 (495) 662-51-26
107258, г. Москва,
ул. Игральная, д. 1, а/я 7

ФТС информирует

Версия для печати
24.06.2013

С момента вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенные органы поставлены в довольно жесткие условия, которые направлены на сокращение сроков нахождения товаров на границе Таможенного союза. Так, например, товары, заявленные в таможенной декларации на товары, по общему правилу, должны быть выпущены в срок, не превышающий день, следующий за днем регистрации декларации на товары. При этом для отдельной категории товаров установлены более сокращенные сроки выпуска (4 рабочих часа).

Продление данных сроков, по инициативе таможенного органа, возможно только при наличии у таможенного органа достаточных оснований, как то:

- проведение дополнительной проверки с целью определения классификации товаров, либо с целью установления достоверных сведений о таможенной стоимости товаров;

- требование на разделение товарной партии при проведении таможенного досмотра.

В случае отсутствия оснований для продления сроков выпуска товаров или когда декларантом не соблюдены условия выпуска товаров, таможенный орган вынужден отказывать в выпуске товаров, что влечет за собой необходимость несения дополнительных затрат для владельцев товаров и увеличение сроков «непроизводственного простоя» товаров.

Каковы же основные ошибки, допускаемые участниками внешнеэкономической деятельности при подаче декларации на товары в Камчатскую таможню:

1. Таможенным законодательством Таможенного союза предусмотрены основания для отказа в регистрации таможенной декларации (ст. 190 ТК ТС), при этом основным и самым распространенным основанием для отказа, является незаполнение отдельных граф декларации на товары декларантами. Статьей 181 ТК ТС установлен исчерпывающий перечень сведений, которые подлежат указанию в декларации на товары. Также одним из требований к заполнению декларации на товары является заполнение сведений о товарах (п.п. 5 п. 2 ст. 181 ТК ТС). Федеральной таможенной службой разработаны отдельные требования к описанию товаров (приказ ФТС России от 29.03.2012 № 600), несоблюдение данных требований влечет за собой отказ в регистрации декларации на товары, и как следствие, более длительные сроки осуществления таможенного контроля.

2. Также необходимо отметить, что законодательная база в области таможенного дела совершенствуется на постоянной основе. При этом необходимо постоянное повышение своего профессионального уровня работникам предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность либо представляющим услуги по совершению таможенных операций.

Вопросы запретов и ограничений, к примеру, всегда стояли в качестве одного из самых сложных вопросов при таможенном декларировании ввозимых товаров. В настоящее время добавились еще и вопросы соблюдения авторского и патентного права. Списки товаров, подпадающих под данные ограничения претерпевают постоянные изменения, в таможенные органы данные изменения поступают централизованно и своевременно. В свою очередь, практика работы показывает, что декларанты зачастую не обладают актуальными сведениями об отнесении товаров к объектам интеллектуальной собственности и к объектам запретов и ограничений, что влечет за собой дополнительные временные затраты, а также является основанием для возбуждения дел об административных правонарушениях.

3. Нередки случаи очевидного занижения, либо завышения веса ввозимых товаров. Вес товаров, является одним из самых простых индикаторов достоверности заявляемых сведений о товарах. За многолетнюю практику работы таможенных органов уже установлены пределы веса различных товаров. Заявление недостоверного веса товаров, это зачастую бесполезная трата времени декларанта на проведение дополнительной проверки товаров и осуществления фактического контроля по взвешиванию товаров. Что, влечет за собой как возбуждение дела об административном правонарушении, так и отказ в выпуске товаров. Заявление достоверных сведений в таможенной декларации (в т.ч. о весе товаров) - это основная обязанность декларантов. Для перепроверки сведений декларанту дано право на проведение предварительных операций, в рамках которых допустимо взвешивание товаров, измерение характеристик, установление маркировки и пр.

4. Также одной из причин, влияющих на увеличение сроков выпуска товаров, является внесение денежных средств в качестве авансовых платежей без учета возможного, за время поступления денежных средств на расчетные счета таможенного органа, изменения курса национальной валюты по отношению к валюте контракта. Нередки случаи, когда из-за изменения курса валют, для выпуска товаров недостаточно буквально нескольких рублей либо копеек. Для разрешения данной ситуации, декларанту необходимо ожидать поступления денежных средств на расчетные счета таможенного органа 2 рабочих дня. При этом отсутствие денежных средств для уплаты пошлин и налогов является основанием для отказа в выпуске товаров.

Таким образом, сокращение сроков совершения таможенных операций по декларированию товаров - это комплексная задача, которая практически полностью лежит на декларантах товаров. В целях сокращения сроков временного хранения, законодателем продуман механизм предварительного таможенного декларирования (ст. 193 ТК ТС). Однако самый главный элемент решения данной задачи - предварительная работа декларанта (таможенного представителя, либо работника предприятия, занимающегося вопросами внешнеэкономических связей), направленная на подготовку наиболее полного пакета документов и сведений, на проведение предварительных операций (осмотр товаров, взвешивание, измерение и пр.), которые помогут в дальнейшем избежать дополнительных проверок товаров, проведения таможенных досмотров и экспертиз. Такая работа может быть проведена как на СВХ после прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза, так и в стране отправления.

Источник: Официальный сайт ДТУ ФТС РФ