Федеральное государственное унитарное
предприятие Федеральной таможенной службы

+7 (495) 662-51-61
+7 (495) 662-51-55ф
+7 (495) 662-51-26
107258, г. Москва,
ул. Игральная, д. 1, а/я 7
20.04.2015

Правительство внесло на рассмотрение Государственной думы законопроект, подготовленный ФТС, о применении процедуры свободного склада.

Татьяна Голендеева, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС России):

- Такая процедура предполагает освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, неприменение мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров, а также запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза, размещаемых и используемых на свободном складе.

В рамках нормативного регулирования свободный склад - это аналог особой экономической зоны. Однако для успешной работы такого склада нужны меньшие финансовые, технические, трудовые и временные затраты.

В соответствии с целью государства - поддержкой предприятий, деятельность которых направлена на производство, импортозамещение и экспортно ориентированную торговлю, - в первую очередь содействие будет оказано предприятиям малого и среднего бизнеса.

Суть в том, чтобы предоставить такую возможность и привлечь инвестиции для конкретного предприятия, нацеленного на создание рабочих мест, на производственные процессы, но не торговых организаций.

Если предприятие представит бизнес-проект по производству товара с использованием иностранных материалов или комплектующих, то свободный склад позволит упростить процесс их приобретения. При использовании принципа свободного склада компания не должна вносить таможенные платежи на этапе ввоза необходимых деталей и лишь после выхода производимой продукции в свободное обращение может рассчитаться с бюджетом по платежам, исходя из определённых процедур (к примеру, за переработки или плата с готового изделия).

В данный момент процедура другая: заплатить за комплектующие детали компания обязана ещё до начала производства.

Таким образом, свободный склад - это серьёзный финансовый инструмент, помогающий предприятию встать на ноги. Для предприятия проще создать такие условия, чем стать резидентом какой-то экономической зоны.

Между тем сама процедура свободного склада прописана в Таможенном кодексе, а вот механизм её реализации внесён в национальное законодательство (в рамках договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также Таможенного кодекса Таможенного союза), и наши белорусские и казахстанские коллеги этой процедурой пользуются достаточно активно. У нас же нормативной базы, которая регулировала бы правоотношения, предусмотренные Таможенным кодексом ЕЭС, нет.

Поэтому мы разрабатываем законодательство, регламентирующее в России применение процедуры таможенного регулирования с учётом ясных условий включения/исключения владельцев склада из реестра, учёта, предусмотренных нарушений и последующей ответственности за них.

Когда будет прописана методология работы принципа, тогда мы сможем запустить механизм, который, на наш взгляд, должен показать такую же эффективность, как и в мировых практиках.