Федеральное государственное унитарное
предприятие Федеральной таможенной службы

+7 (495) 662-51-61
+7 (495) 662-51-55ф
+7 (495) 662-51-26
107258, г. Москва,
ул. Игральная, д. 1, а/я 7

Новости таможни и ВЭД

Версия для печати
27.05.2016

Минэкономразвития подготовило предложения по развитию экспорта российских товаров через интернет-площадки и на днях представит доклад президенту, сообщил статс-секретарь - замглавы министерства Олег Фомичев.

Проект предложений по содействию крупным частным российским интернет-ритейлерам в расширении экспорта российских товаров рассматривался на заседании межведомственной рабочей группы в среду.

Предполагается, что создание интернет-площадки для продажи российских товаров на зарубежные рынки будет профинансировано за счет бизнеса, а государство сформулирует "базовые требования" к участникам проекта.

"Речь идет о создании или адаптации некоего якорного сервиса, который позволит аккумулировать товарное предложение малого и среднего бизнеса. Мы не считаем правильным инвестировать в этот проект бюджетные средства кроме тех денег, которые уже вложены в институты развития и программы поддержки, в том числе малого и среднего бизнеса", - сказал на заседании рабочей группы директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Максим Паршин.

Экспортных электронных площадок может быть несколько, если они будут соответствовать определенным требованиям. "Якорный сервис - это набор функций, и мы эти требования прописываем, но мы нигде не прописываем, что этот набор функций должен быть один", - сказал О.Фомичев. При этом у некоторых интернет-компаний "есть уже практически готовые системы".

Якорная площадка, на которой российские компании смогут выставлять свои товары, должна быть интегрирована с другими сервисами - логистическими, платежными, кредитными, маркетинговыми, а также с глобальными электронными площадками (например, с AliExpress, Amazon, ebay, JD.com). Предполагается, что доставкой основного объема заказов займется "Почта России", но в проекте смогут участвовать и другие операторы. Координатором проекта выступит "Российский экспортный центр", который будет участвовать в формировании пула экспортеров, предоставлять кредитную и страховую поддержку, консультировать компании, помогать им с адаптацией товаров к требованиям других стран.

В рамках проекта с Федеральной таможенной службой обсуждаются таможенные эксперименты по упрощению оформления экспорта товаров. Также обсуждается упрощение трансграничных платежей в адрес российских поставщиков, что может потребовать соответствующих решений от ЦБ РФ.

"Мы прорабатывали наше предложение с участниками рынка, и практически все, с кем мы работали, подтвердили нам готовность реализовать соответствующие сервисы либо самостоятельно, либо с участием других партнеров", - сообщил М.Паршин. По его словам, проект поддержали "Юлмарт", "Викимарт", Seldon, Ассоциация компаний интернет-торговли, "Рамблер" и "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" (ТЭПК). "У нас есть письменные позиции участников рынка о том, что в целом конструкция поддерживается, и они готовы в этом участвовать", - отметил М.Паршин.

Идея создания "российской Alibaba" получила развитие после декабрьского поручения президента Владимира Путина "оказать содействие в создании крупных частных российских компаний", работающих в сфере интернет-торговли, для продвижения отечественных товаров на зарубежных рынках.

Глава Минкомсвязи Николай Никифоров говорил, что эта тема вызвала интерес "очень многих инвесторов и бизнесменов". "Мне кажется, там не должно быть подрядчика, важно, чтобы был какой-то инвестор, кто, собственно, это сделает и будет в этой сфере работать. Alibaba - это ведь не подрядчик китайского правительства, это компания, которая сделала это и активно работает. Или Amazon, или наш Ozon", - говорил министр. "Более того, я не думаю, что должна быть одна какая-то площадка, вряд ли должен быть один игрок, несколько должно быть. Кто-то будет ориентироваться на города, кто-то на сельских предпринимателей", - считает он.

Собственную инфраструктуру для создания единой электронной экспортной площадки предлагал ритейлер "Юлмарт". С аналогичным предложением о создании единой площадки на базе собственного проекта к президенту также обращался бизнесмен Руслан Байсаров (гендиректор ТЭПК).

"То, что мы предлагаем, не является созданием "российской Alibaba", поскольку Alibaba уже существует, так же как существуют eBay, Amazon и другие международные и локальные площадки", - заявил М.Паршин.

ИА «Интерфакс»