Федеральное государственное унитарное
предприятие Федеральной таможенной службы

+7 (495) 662-51-61
+7 (495) 662-51-55ф
+7 (495) 662-51-26
107258, г. Москва,
ул. Игральная, д. 1, а/я 7

Новости таможни и ВЭД

Версия для печати
08.07.2016

 

7 июля 2016 года в пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова и представителей участников ВЭД, посвященная совершенствованию таможенного администрирования и применению современных таможенных технологий.

DSC_0043

В ходе мероприятия обсуждались вопросы внедрения технологии автоматической регистрации декларации на товары, задачи совершенствования технологии удаленного выпуска товаров, рассмотрены проблемы внедрения технологий удаленной уплаты таможенных платежей, использования сервисов "Личного кабинета" участника внешнеэкономической деятельности, освещена технология "Зеленый коридор".

От лица бизнеса в мероприятии участвовали  представители таких  компаний, как ООО «Марс», «Пепсико», ООО «СПЛ Глобал Форвардинг», ООО «Фольксваген Груп Рус», ООО «Система. ИТ», «Бритиш Американ Тобакко», ООО «Таможенно-брокерский Центр», ООО «Филипс», «ДХЛ Глобал Форвардинг», ООО «Мастер Брокер». Также в мероприятии принял участие председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко.

«Федеральная таможенная служба провела значительную работу по совершенствованию таможенного администрирования, направленную на упрощение экспортных и импортных операций», - отметили участники ВЭД.

DSC_0049

Практическое осуществление реформ проводилось на базе современных IT-технологий, реализованных в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов. Внедрены необходимые программные продукты и налажена их бесперебойная работа. Осуществлен полномасштабный переход на применение электронного декларирования. Сегодня более 99% таможенных деклараций подается в электронном виде.

Участники внешнеэкономической деятельности заявили, что работа в электронном формате и новые прогрессивные технологии значительно сократили количество документов, представляемых при осуществлении таможенных операций, сроки проведения таможенных операций, а также оказали существенное влияние на снижение финансовых затрат участников международной торговли.

Автоматическая регистрация деклараций на товары

Перспективной технологией, внедренной в 2015 году, является автоматическая регистрация деклараций на товары, которая в отношении экспортируемых товаров осуществляется во всех таможенных органах. При импорте эта технология начала применяться с конца 2015 года.

Реализация данной технологии исключает возможность участия должностного лица таможенного органа в регистрации декларации на товары и значительно сокращает в целом сроки таможенных операций.

Среднее время автоматической регистрации составляет от 20 до 40 секунд.

ФТС России реализован автоматический выпуск экспортных товаров во всех таможенных органах,  правомочных регистрировать декларации на товары. Также ФТС России приступила к практической реализации данной технологии в отношении ввозимых товаров.

В рамках данной технологии принятие решения о выпуске товаров производится информационной системой таможенных органов без участия должностного лица, что делает эту технологию максимально быстрой и прозрачной. Средние сроки автоматического выпуска товаров составляют 4 - 5 минут.

При экспорте товаров.

Общее количество деклараций на товары (далее ДТ), зарегистрированных в 2016 году в атоматическом режиме - 195 717 шт. (по состоянию на 3 июля 2016 г.), что составляет 30,15 % от общего количества деклараций на экспортируемые товары. В 2015 году было автоматически зарегистрировано 110 089 ДТ (9,3 %).

Общее количество ДТ, выпущенных в 2016 году с применением технологии автовыпуска - 10 117 шт. (1,56 % от общего количества ДТ). Всего в 2015 г. выпущено в автоматическом режиме 1550 ДТ.

При импорте товаров.

Практическая реализация авторегистрации ДТ, поданных в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, началась с 12 апреля 2016 года.

Общее количество ДТ, зарегистрированных в автоматическом режиме в период с 12 апреля 2016 г. по 3 июля 2016 г. - 3987 шт. (0,7 % от общего количества ДТ, поданных в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления).

В настоящее время авторегистрация ДТ, поданных в соответстствии с таможенными процедурами экспорта и выпуска для внутреннего потребления, а также автовыпуск экспортируемых товаров применяются на всех таможенных постах, правомочных регистрировать ДТ.

До конца 2016 года на 99 таможенных постах - объектах пилотной зоны начнется практическая реализация технологии автовыпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Дальнейшее развитие технологий авторегистрации и автовыпуска строится в соответствии с Планом-графиком развития автоматической регистрации декларации на товары, поданной в виде электронного документа, и автоматического выпуска товаров, утвержденным ФТС России  26 июня 2016 года.

Удаленный выпуск товаров

Еще одна технология - «удаленный выпуск товаров» (далее ТУВ). Она предусматривает разделение таможенных операций на процессы документального и фактического контроля товаров. Ввоз, временное хранение и фактический контроль товаров осуществляются в регионе деятельности таможенного органа, который приближен к государственной границе, а декларирование и выпуск товаров - в другом таможенном органе, расположенном внутри страны по месту регистрации участника ВЭД.

Технология «удаленного выпуска товаров» позволяет участникам ВЭД оптимизировать логистику поставок, сократить время и издержки на транспортировку товаров и работу таможенных специалистов.

Анализ динамики количества таможенных деклараций, оформленных с применением ТУВ, свидетельствует о ее востребованности со стороны участников ВЭД.

За первое полугодие 2016 с применением технологии «удаленного выпуска» оформлено 21% (390 847 ДТ) от общего количества деклараций на товары (1 812 141 шт.), что на 84 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

В 2015 году с применением ТУВ оформлено 15 % (569 786 ДТ) от общего количества оформленных ЭДТ (3 766 255 шт.).

В 2014 году - 10 % (448 270 ДТ) от общего количества оформленных ЭДТ (4 288 459 шт.).

Пунктом 13 «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования» ФТС России предписано до января 2014 года реализовать возможность декларирования товаров в любом таможенном органе вне зависимости от места расположения товаров (применение ТУВ по принципу «все со всеми»).

АНО «АСИ» согласилась признать данный пункт исполненным при условии наделения правом осуществлять ТУВ вне зависимости от места нахождения товаров исключительно таможенными постами (центрами электронного декларирования) (далее - ЦЭД) (письмо АНО «АСИ» от 15.07.2015 № 2891-02-16/АСИ) и согласовало перенос срока исполнения пункта на январь 2017 года (протокол заседания рабочей группы по мониторингу хода реализации «дорожной карты» от 11.11.2015).

С 8 июля 2015 года проводится эксперимент по концентрации декларирования товаров в Центрах электронного декларирования (ЦЭД) (распоряжение ФТС России от 29 июня 2015 г. № 183-р). В рамках эксперимента декларирование проводится на ЦЭДах с одновременным ограничением принятия декларации на товары иными постами таможни, которой подчинен ЦЭД.

Первоначально эксперимент проводился в Приволжском, Сибирском, Центральном и Уральском таможенных управлений.

В настоящее время в Эксперименте участвуют 24 ЦЭДа во взаимодействии со 117 таможенными постами фактического контроля.

С учетом объективной оценки текущей ситуации полномасштабное развертывание концентрации декларирования в ЦЭД реализовывается постепенно с учетом организационно-структурных преобразований в таможенных органах и без резкой смены сложившегося порядка взаимодействия между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, что позволяет избежать усложненной схемы таможенного администрирования и создаёт условия, направленные на исключение фактов использования технологии удаленного выпуска товаров недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности.

Удаленная уплата таможенных платежей

Стремясь к созданию благоприятных условий для участников ВЭД, таможенной службой реализована возможность уплаты таможенных платежей в режиме реального времени.

В настоящее время у бизнеса в ходе совершения внешнеторговых операций отсутствует необходимость отвлекать финансовые ресурсы на авансирование таможенных платежей. Сроки поступления в ФТС России информации о зачислении денежных средств на счет Федерального казначейства сокращены до 2 часов.

На сегодняшний день в соответствии с распоряжением ФТС России от 19 декабря 2013 г. № 406-р созданы правовые и технические условия, а также обеспечено подключение к системе, обеспечивающей возможность удаленной уплаты таможенных и иных платежей, во всех таможенных органах Российской Федерации. Для организаций предусмотрена возможность удаленной уплаты таможенных платежей через портал электронного декларирования, а для граждан - банковскими картами или наличными денежными средствами через электронные терминалы, платежные терминалы и банкоматы, обслуживание которых обеспечивают операторы таможенных платежей.

За первое полугодие 2016 года сумма таможенных и иных платежей, уплаченных с применением технологии удаленной уплаты, составила 200,4 млрд. руб., что составляет 10,2% от общей суммы таможенных и иных платежей, перечисленных в федеральный бюджет.

ФТС России разработала сервис личного кабинета плательщика, который позволяет плательщикам оперативно получать информацию о движении денежных средств, как на сайте ФТС России, так и на сайте оператора таможенных платежей. Данная информация носит справочный характер.

Использование данного сервиса позволяет сократить сроки получения плательщиком информации о расходовании уплаченных им денежных средств, как в разрезе платежных документов, так и в разрезе документов начисления.

Законодательством Российской Федерации о таможенном деле предусмотрено предоставление данной информации в письменной форме в течение 30 дней со дня получения письменного заявления плательщика. Предоставление справочной информации в электронной форме с применением сервиса личного кабинета плательщика позволяет сократить сроки предоставления плательщику данной информации с 30 дней до нескольких минут. При этом у плательщика сохраняется возможность получения юридически значимой информации о движении денежных средств по письменному заявлению.

Кроме того, сервис «Личный кабинет» используется таможенными представителями в части представления отчетности о своей деятельности.

В соответствии со статьей 177 Федерального закон  от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенный представитель каждые шесть месяцев обязан представлять до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в таможенный орган отчетность о своей деятельности в порядке, утвержденном ФТС России.

Согласно приказу ФТС России от 24.09.2014 № 1860 «Об утверждении порядка представления и формы отчетности о деятельности таможенного представителя», вступившему в силу 15 декабря 2014 года, таможенный представитель обязан представлять отчетность о своей деятельности в электронном виде с использованием сервиса «Личный кабинет» с 1 января и с 1 июля отчетного года соответственно.

Так, с 2014 года таможенные представители, начиная с отчетного периода за II полугодие 2014 года, выполняют обязанность по представлению отчетности о своей деятельности в электронном виде с использованием «Личного кабинета участника ВЭД».

С начала использования сервиса  «Личного кабинета участника ВЭД» за три отчетных периода (II полугодие 2014 года, I и II полугодие 2015 г.) процент его использования вырос с 95% до 97%.

30 декабря 2015 года принят Федеральный закон № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях», которым  установлена возможность внесения денежных средств (денег) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде, а также предусмотрен информационный обмен сведениями о таких банковских гарантиях между ФТС России и банками, иными кредитными организациями, обладающими правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов.

Такие изменения позволят оперативно вносить денежный залог с применением электронных терминалов, а также через платежные терминалы и банкоматы операторов таможенных платежей, путем сокращения времени на прием таможенным органом банковской гарантии до 1 дня (с 3-х дней). Федеральный закон вступил в силу с 28 июня 2016.

Применяемые в таможенных органах технологии контроля начисления, уплаты и перечисления таможенных платежей являются доступными и необременительными для участников ВЭД, позволяют осуществлять  выпуск товаров в кратчайшие сроки  и минимизируют финансовую нагрузку на бизнес.

Кроме того, в части  «Личного кабинета участника ВЭД» реализовано следующее.

В сервисе «Валютный контроль» реализована  возможность получения  участником ВЭД в режиме, близком к реальному времени, сведений:

- о паспортах сделок, поступивших из уполномоченных банков в ФТС России;

- о зарегистрированных ДТ, переданных уполномоченным банкам в разрезе паспортов сделок;

В отношении  соблюдения прав на объекты интеллектуальной собственности реализован информационный сервис «Правообладатели и их Представители» в части взаимодействия при приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в таможенный реестр объектов  интеллектуальной собственности.

Сокращение количества документов, предоставляемых участниками ВЭД в бумажном виде

В целях ускорения совершения таможенных операций, снижения временных и финансовых участников ВЭД ФТС России с использованием современных информационных технологий проведены мероприятия, направленные на сокращение количества документов, представляемых при таможенном декларировании например, контрактов (внешнеторговых договоров), лицензий, сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, актов государственного контроля, сертификатов вывоза необработанных  природных алмазов, паспортов сделок, идентификационных заключений о непринадлежности товаров к объектам экспортного контроля и иных заключений и разрешений) с сохранением требования об указании их номеров в декларации на товары,  при наличии сведений о них в информационных системах федеральных органов исполнительной власти или информационных ресурсах таможенных органов (издано 15 приказов ФТС России).

Сокращение количества разрешительных документов стало возможным благодаря переходу Федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) на использование системы межведомственного электронного взаимодействия, которая направлена на обеспечение совершения таможенных операций без представления участниками ВЭД разрешительных документов, требуемых при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, увеличение скорости совершения таможенных операций без потери эффективности таможенного контроля; обеспечение автоматической регистрации ДТ и автоматического выпуска товаров.

Информационный обмен между ФОИВ и ФТС России обеспечен посредством технологических карт межведомственного взаимодействия в рамках Системы межведомственного электронного взаимодействия и отдельных Соглашений.

Отменена обязанность участника внешнеэкономической деятельности по представлению более 20 документов.

Информация о документах (сведениях) поступает в таможенные органы непосредственно от ФОИВ не позднее, чем на следующий рабочий день после принятия решения о выдаче документа заинтересованному лицу.

Электронные документы, необходимые для таможенного контроля, предварительно размещаются декларантом в электронном архиве документов декларанта (далее - ЭАДД).

Каждому отдельному электронному документу, помещенному в ЭАДД, автоматически присваивается индивидуальный номер, который сообщается декларанту посредством автоматического электронного сообщения.

В дальнейшем декларанту достаточно указания только индивидуальный номер документа.

При декларировании товаров представление документов на бумажном носителе осуществляется исключительно в случае, если это предусмотрено соответствующей мерой в рамках системы управления рисками.

Кроме того, в  2016 году  завершен комплекс мероприятий по организации межведомственного информационного взаимодействия между ФТС России и ФСТЭК России по закрытому каналу связи.

Информация о выданных ФСТЭК России документах размещается в базе данных разрешительных документов и используется таможенными органами при электронном декларировании товаров.

В части соблюдения запретов и ограничений

Обеспечена возможность заявления при таможенном декларировании в электронной форме сведений о разрешительных документах в целях их автоматической сверки с информацией, полученной из других источников.

Разработан и согласован с Федеральными органами исполнительной власти Справочник масок номеров документов, используемых при заявлении сведений в графе 44 ДТ, и реализован форматно-логический контроль соответствия номера разрешительного документа, заявленного в графе 44 ДТ, коду вида документа и структуре маски, содержащейся в данном Справочнике.

В части валютного контроля

Обеспечена передача на федеральном уровне в ФТС России сведений обо всех оформленных уполномоченными банками паспортах сделок по внешнеторговым договорам (контрактам)  в электронном виде в режиме времени, близком к реальному, ведомостей банковского контроля;

Обеспечена передача на федеральном уровне в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами ДТ Банку России и уполномоченным банкам, что позволило исключить требование об обязательном представлении участниками ВЭД в уполномоченные банки ДТ в бумажном виде в качестве подтверждающих документов при осуществлении валютных операций.

В 2015 году и в начале 2016 года разработаны:

- критерии автоматической проверки соблюдения условий регистрации ДТ, в частности критерии наличия в ДТ сведений о  внешнеэкономической сделке и ее основных условиях  (о номере и дате договора (контракта), заключенного при совершении внешнеэкономической сделки, номере и дате  паспорта сделки, исходя из сведений о  характере сделки);

- критерии междокументальной проверки заявленных в ДТ, со сведениями из электронной базы данных паспортов сделок, содержащимися в информационных ресурсах таможенных органов.

В части защиты прав интеллектуальной собственности

Подготовлены и направлены в Евразийскую экономическую комиссию предложения по внесению изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 в части обязанности декларанта указывать в графе 31 ДТ сведения о регистрационном номере объекта интеллектуальной собственности, включенного в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС).

Данные предложения обсуждались на различных площадках Евразийской экономической комиссии и были поддержаны экспертами государств-членов Евразийского экономического союза.

Это позволит осуществлять автоматическую сверку сведений об объекте интеллектуальной собственности, заявленных в ДТ, со сведениями, содержащимися в ТРОИС.

Внесение подобных изменений помимо реализации технологии автоматической проверки при выпуске товаров позволит также автоматизировать и другие таможенные операции:

автоматическое направление информации о правообладателе объекта интеллектуальной собственности должностному лицу таможенного органа;

автоматизированное направление в «Личный кабинет» правообладателю информации о выявленных в процессе таможенного декларирования объектах интеллектуальной собственности, зарегистрированных в ТРОИС.

Система управления рисками (СУР)

Проведенная ФТС России модернизация системы управления рисками позволила значительно снизить количество проводимых при таможенном оформлении контрольных мероприятий для добросовестных участников ВЭД, сократить сроки выпуска товаров, что привело к снижению временных и финансовых издержек участников внешнеэкономической деятельности.

По результатам отраслевого и автоматического категорирования в рамках системы управления рисками свыше двух тысяч участников ВЭД отнесено к категории «низкого уровня риска». На их долю приходится 47% от общего количества оформленных деклараций на товары и 58% от общей суммы таможенных платежей, взысканных при импорте.

В целях создания более комфортных условий осуществления внешнеэкономической деятельности утвержден Порядок применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров и упрощенный порядок контроля таможенной стоимости идентичных товаров, ввозимых более чем одной партией в рамках одного контракта.

Комплекс программных средств (КПС) «Морской порт»

Важным шагом по сокращению времени и затрат на обработку грузов в морских портах явилось внедрение нового комплекса программных средств «Портал «Морской порт».

Он реализован на принципах и механизмах «единого окна», с учетом общепринятого международного опыта и практики. Портал «Морской порт» позволяет пользоваться безбумажными технологиями при таможенном оформлении, подтверждать электронной подписью представляемые документы, повысить эффективность и скорость межведомственного взаимодействия, осуществляемого в электронном виде.

КПС «Портал «Морской порт» является примером принципиально новой возможности работы всех заинтересованных участников процесса оформления грузов в морских пунктах пропуска в едином электронном информационном пространстве, основанном на современных информационных технологиях.

Реализация данного проекта уже сегодня позволила существенно сократить сроки нахождения товаров в морских портах. 

Реализованные Федеральной таможенной службой реформы в области таможенного администрирования позволили более чем в 2 раза сократить время выпуска товаров.

Время прохождения таможенных операций и таможенных процедур для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки,  сократилось:

при импорте - с 5 часов 2 минут в 2014 году до 1 часа 37 минут в I полугодии 2016 года;

при экспорте - с 1 часа 40 минут в 2014 году до 48 минут в I полугодии 2016 года.

Проведенные на основе внедрения современных технологий реформы таможенного администрирования привели к качественным изменениям в области таможенного дела и позволили кардинально сократить время совершения таможенных операций и издержки участников внешнеэкономической деятельности, содействуя созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в стране.

Использование бесплатных и удобных сервисов личного кабинета позволяет участникам ВЭД отказаться от посреднических услуг таможенных представителей, самостоятельно планировать и осуществлять декларирование товаров, в результате чего сокращается время на подготовку документов и снижаются издержки при таможенном оформлении.

Пресс-служба ФТС РФ