27.06.2017

Федеральное государственное унитарное
предприятие Федеральной таможенной службы

+7 (495) 662-51-61
+7 (495) 662-51-55ф
+7 (495) 662-51-26
107258, г. Москва,
ул. Игральная, д. 1, а/я 7

Новости ЕАЭС

Версия для печати
11.11.2016

Проект нового Таможенного кодекса ЕАЭС существенно регламентировал нормы, связанные с предварительным информированием на транспорте. Описанию этого процесса посвящена 11 статья из 15-ти пунктов. Внесло ли это ясность?

Первый вопрос, на который должен бы ответить документ, - зачем таможенным органам предварительная информация? Как говорит проект, цели две: оценка рисков и выбор на основании этой оценки формтаможенного контроля и ускорение совершения таможенных операций. Исходя из этих целей, кодекс разделил состав сведений предварительной информации на две части: обязательную и добровольную, представляемую по желанию заинтересованного лица. Однако сам состав сведений проект не определяет, их перечень совместно с бизнесом пытаются вымучить специально созданные в зависимости от видов транспорта рабочие группы ЕЭК.

И тут возникает вполне резонный вопрос. Поскольку обязательный состав сведений ПИ должен предоставляться таможенным органам для цели именно оценки рисков, а никакой другой, то почему бы самимтаможенным органам и не обозначить, по каким индикаторам они собираются это делать? Система управления рисками находится целиком в ведении таможни, аналогичные системы иных государственных контролирующих органов, функции которых таможня выполняет в пунктах пропуска, тоже вроде бы созданы. За чем дело стало?

Как мы выяснили у компетентных источников, прошедшие первые заседания рабочих групп не привели к выработке состава сведений предварительной информации. Более того, исходя из проекта решения ЕЭК, посвященного морским перевозкам (находится в стадии обсуждения), следует, что только на основании обязательной части ПИ ГКО будут не в состоянии принять никаких решений. Т.е., например, морской перевозчик, предоставив таможенному органу набор требуемых обязательных сведений, имеющийся в его распоряжении, в итоге так и не сможет получить даже разрешения на разгрузку. Для этого понадобится набор дополнительных сведений, который есть только у грузовладельца. Зачем же нужна тогда такая обязательная часть, кому и какую пользу это несет?

Импортер по-прежнему лишен какой-бы то ни было мотивации в предоставлении ПИ. Контрольные функции госорганов в морских пунктах пропуска осуществляются на основании исключительно бумажного документооборота и в обозримом будущем никаких подвижек по этому вопросу не предвидится. Соответственно, технологии контроля остаются без изменений, а предварительное информирование является лишь дополнительной операцией, за счет дополнительных трудозатрат тормозящей процесс . И это наглядно демонстрирует свободный порт Владивосток, где обязательное предварительное информирование введено с 1 октября этого года.

Отметим, что использование имеющегося в распоряжении участника ВЭД инструментария предварительного декларирования хоть и учтено в механизме предварительного информирования, при этом не исключает дублирования этих документов. Более того, если сведения в таможенной декларации не будут соответствовать требованиям к составу предварительной информации, то такая ПИ попросту не может быть использованатаможенными органами со всеми вытекающими последствиями. А последствия могут быть разными - от усиленных мер контроля до запрета выгрузки с борта судна.

Процессы, происходящие в таможенной сфере на нынешнем этапе, обязывают переосмыслить роль предварительной информации в таможенном деле. Сегодня ее функции искусственно зажаты рамками таможенныхопераций, осуществляемых в пунктах пропуска. Ведь после оформления процедуры прибытия, и, в лучшем случае, транзита, предварительная информация больше никому уже не нужна, результаты проведенных в пунктах пропуска контрольных мер нигде больше не учитываются, таможенный контроль в местах декларирования начинается по новой.

Модель таможенной очистки, при которой товары выступают в роли залога перед таможней, проходят через множество ненужных и дорогостоящих операций, уже давно является пережитком прошлого. Настоящее смещение таможенного контроля на этап после выпуска совместно с налоговыми органами будет востребовано лишь при условии эффективно проведенной работы на этапе до прибытия товаров, об этом сейчас говорят многие эксперты. В этом случае предварительное информирование получило бы совсем иной статус. Пока же это просто пустышка. А жаль...

ИА «Portnews»