Федеральное государственное унитарное
предприятие Федеральной таможенной службы

+7 (495) 662-51-61
+7 (495) 662-51-55ф
+7 (495) 662-51-26
107258, г. Москва,
ул. Игральная, д. 1, а/я 7

Экономические новости

Версия для печати
17.09.2014

Проект бюджета на следующие три года позволяет решить текущие задачи и защитить экономику от санкций, но не позволяет проводить реформы.

Проект федерального бюджета на 2015-2017 годы правительство может рассмотреть на заседании в четверг, сообщают РБК в Белом доме.  Большая часть расходов покрывается за счет сокращения «социальных» статьей.

Без чего не обойтись

Правительство при работе над проектом бюджета не отказалось от поддержки экономики, однако нашло средства только на самые необходимые статьи, которые появились после присоединения Крыма и последовавшим за этим ухудшением геополитической и экономической ситуации. Найдены средства на ФЦП по развитию Крыма и Севастополя, московский транспортный узел, региональные дорожные фонды, оказание господдержки сельскому хозяйству и на увеличение антикризисного резерва.

Резерв можно будет использовать в случае негативного развития сценария в экономике, пояснил вчера заместитель министра финансов Алексей Лавров. Без учета остатков 2014 года он оценен в 64 млрд. руб. Минфин будет предлагать перевести остаток неиспользованного антикризисного резерва 2014 года на следующий год, тем самым увеличив объем резерва. Всего на дополнительные расходы в бюджете учтено 581,1 млрд. руб., больше, чем ранее озвучивали федеральные чиновники. Основная часть расходов приходится на 2015 год.

НДС не тронули

При разработке бюджета пока удалось избежать введения «громких» налоговых инициатив - повышения НДС и НДФЛ, а также внедрения налога с продаж. Минфин учел большой налоговый маневр в нефтяной отрасли, увеличение налога на дивиденды с 9 до 13%, повышение ставок акцизов на табачную продукцию, водного налога, платы на пользование водными объектами и платы за использование лесов. Также в проекте учтен акциз на природный газ, экспортируемый по газопроводу «Голубой поток».

Против введения налога с продаж выступает бизнес и финансово-экономический блок правительства. Их аргументы такие: налог не приведет к увеличению доходов основных нуждающихся в финансовой поддержке регионов (основным бенефициаром введения налога является Москва), кроме того, «разгонит» инфляцию.

От повышения НДС и НДФЛ пока решено отказаться, чтобы не повышать нагрузку на налогоплательщиков.

Скрытые резервы

Как следует из материалов Минфина, бюджет предлагается сбалансировать в основном за счет «социальных» статей - внебюджетных фондов, пенсий работающих военных пенсионеров, индексации зарплат чиновников, работников в социальной сфере и науке, а также за счет отказа финансировать РФПИ (см. врез). Также Минфин предлагает учесть продление моратория на перечисление пенсионных накоплений НПФ в 2015 году. Общая экономия на этих расходах оценена Минфином в 699,7 млрд. руб.

Майские указы важнее роста

Замминистра финансов Алексей Лавров вчера заявил, что самые главные решения уже приняты и проект бюджета сформирован «в полном соответствии с бюджетным законодательством» - после незначительной корректировки он будет готов к внесению в Госдуму. Он не исключил, что некоторые цифры еще будут корректироваться вместе с неизбежной корректировкой макропрогноза. Основная особенность нынешнего бюджета, по мнению Лаврова, в «резко обострившейся политической и экономической неопределенности, которая налагает дополнительные риски на все эти параметры». Но при этом он гарантировал исполнение майских указов президента и госпрограмм.

Судя по параметрам, бюджет на следующие три года позволяет только «заткнуть дыры, которые образуются по политическим причинам, а также профинансировать проекты, у которых сильные лоббисты», говорит РБК глава Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова.

Как изменились расходы по сравнению с проектом бюджета

Общие расходы федерального бюджета в 2015 году составят 15,5 трлн руб. При этом по сравнению с летними бюджетными проектировками Минфина больше всего увеличатся расходы по статье «Национальная экономика». Это произойдет главным образом за счет включения туда ФЦП «Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа» в размере 373 млрд. руб. Расходы на национальную оборону по сравнению с летним проектом, наоборот, незначительно сократятся (с 3,031 трлн до 2,998 трлн руб.). Также планируется сократить расходы на оборону в ближайшие годы, чтобы переложить эти деньги на более поздний период.  Сейчас рассматривается новая Госпрограмма вооружений до 2025 года, и она будет составлена с учетом этого переноса.

Немного подросли и расходы на здравоохранение и образование. При этом расходы по статье «Социальная политика» сократились до 3,931 трлн с 4,169 трлн руб. по сравнению с летним проектом. Также на 37 млрд. руб. снизятся межбюджетные трансферты общего характера российским регионам.

 Запланированные дополнительные доходы*

От взимания акциза на природный газ, экспортируемый по газопроводу «Голубой поток»       41,7

От индексации ставок водного налога, платы за пользование водными объектами и платы за использование лесов       3,6

От увеличения налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов, с 9 до 13%        9,6

От повышения ставок акциза на табачную продукцию     16,6

За счет дополнительных поступлений от таможенной пошлины, взимаемой с интернет-торговли       20

Газета «РБК daily»