Федеральное государственное унитарное
предприятие Федеральной таможенной службы

+7 (495) 662-51-61
+7 (495) 662-51-55ф
+7 (495) 662-51-26
107258, г. Москва,
ул. Игральная, д. 1, а/я 7

Закон и право

Версия для печати
30.10.2014

Депутаты Государственной думы от фракции "Справедливой России" подготовили законопроект, систематизирующий материально-правовые нормы об административной ответственности. Согласно законопроекту, предлагается разделить действующий Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) на два самостоятельных - Административный и Административно-процессуальный кодексы. Законопроект (имеется в распоряжении "Известий") подготовлен депутатами Александром Агеевым, Михаилом Емельяновым, Александром Бурковым и Александром Терентьевым. В законопроекте сформулированы основные принципы будущего Административного кодекса.

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и субъектов находятся два самостоятельных вида законодательства - административное и административно-процессуальное. Но формально данного разграничения не существует, что, по мнению авторов, в определенной мере усложняет работу с действующим кодексом.

В пояснительной записке законопроекта говорится, что при подготовке проекта Административного кодекса был учтен опыт государств - членов Таможенного союза - Белоруссии и Казахстана, у которых такое деление есть.

В целом, как поясняют авторы, новый кодекс конкретизирует многие понятия, которые до сих пор имеют расплывчатые формулировки: предложено обновленное определение понятия административного правонарушения и его состава. Впервые обстоятельства, исключающие основания привлечения к административной ответственности и освобождения от нее, систематизированы в рамках отдельной главы кодекса. Они также отмечают, что в КоАПе такая глава отсутствует.

Проект нового Административного кодекса уточняет понятие административного наказания. Расширена сфера действий такого наказания, как обязательные работы: теперь они дополнены обязательными услугами и разрешено их применение в отношении юридических лиц. Предполагается расширение сферы применения такого вида наказания, как административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных мероприятий.

По замыслу авторов законопроекта, новый кодекс позволит уйти и от фиксированной суммы штрафа, существенно сократить количество органов, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях и налагать административные взыскания. На сегодня таких органов более 90. Соавтор проекта закона, первый заместитель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Агеев считает, что новый кодекс очень актуален: более 60% вопросов, которые рассматриваются комитетом по конституционному законодательству, - это вопросы совершенствования законодательства и проекты законов об административных правонарушениях.

- Не проходит ни одного заседания в нижней палате, в котором мы бы не рассматривали эти вопросы и не вносили изменения в соответствующий кодекс, - подчеркнул парламентарий.

Он уточняет, что в первом созыве Госдумы было принято пять поправок в кодекс. А в шестом было принято уже более 400 поправок и ожидают рассмотрения еще 150.

- Книгоиздатели не успевают уже печатать новые кодексы и завалы изменений, которые вносятся практически каждый день. Ежегодно половина граждан России привлекается к административной ответственности. Но сейчас настал тот момент, когда правоприменители не могут, а граждане не хотят оперировать кодексом, который по своему объему приблизился к Гражданскому кодексу, - отметил Александр Агеев.

Парламентарий отмечает, нынешний кодекс очень громоздкий и неэффективный.

- Депутатам приходится рассматривать такие поправки, как увеличение штрафа на 100 рублей за выгул собак в неположенном месте. То есть вместо того, чтобы заниматься важными законопроектами, депутаты принимают незначительные поправки к КоАПу. Поэтому одна из важных целей данного проекта - это разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами, чтобы отдать часть полномочий рассмотрения различных изменений последним. Предполагается, что у них будут выработаны свои кодексы, которые смогут отвечать актуальным нуждам региона, - считает парламентарий.

Александр Агеев рассказал "Известиям", что общая часть, разработанная под руководством заведующего кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы, профессора Виталия Юсупова, получилась очень сильной. В ней впервые дается определение состава административного правонарушения, прописано более четкое разделение между субъектами Федерации полномочий в принятии тех или иных норм и многое другое. Кроме того, парламентарий рассказал о том, что при разработке проекта учитывалось и административное законодательство стран - участниц Таможенного союза.

- Сейчас мы особенно ориентируемся на Таможенный союз, а там везде действует Административно-процессуальный кодекс, которого у нас пока еще нет. Мы учитывали их законодательство в процессе разработки проекта: например, у них нет жесткой привязки к фиксированной сумме штрафов. Мы считаем, что необходимо каждый год, учитывая инфляцию, устанавливать определенную сумму, исходя из которой будет рассчитываться величина штрафов, - сказал Александр Агеев.

Один из соавторов законопроекта, первый заместитель председателя комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов заявил "Известиям", что если взять качество законопроекта, то он представляет собой гораздо более высокий уровень административной правовой мысли, чем нынешний кодекс.

Член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, член ЛДПР Александр Кропачев пояснил "Известиям", что к вопросам создания такого рода документов необходимо подходить с максимальной ответственностью и больше работать с правоприменителями.

- У нас требует доработки, реформирования и пересмотра норм не только Административный кодекс, но и Гражданский, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Тот же Уголовный кодекс был принят еще в 1996 году, а время на месте не стоит. Безусловно, дорабатывать нужно всё наше законодательство, и не латать дыры, как нам всё время приходится делать, а разработать новую актуальную концепцию. Безусловно, такие вещи нужно делать с глубокой проработкой и с общением со всеми заинтересованными слоями общих структур и с теми, кто имеет к этому прямое отношение, - пояснил депутат.

Профессор, доктор юридических наук Сергей Старостин рассказал "Известиям", что на обсуждение нижней палаты парламента пока будет представлена общая часть, в которой сформулированы сами принципы нового Административного кодекса.

- Общая часть - это основные институты административного права, само понятие административной ответственности, административного наказания, административного правонарушения и так далее. И вот от того, насколько четко общая часть прописана и структурирована, зависит, как четко будет написана особенная часть, - отметил профессор.

Газета «Известия»